Общая информация

Роберт Людвигович Бартини — итальянский аристократ, в последующем известный советский авиаконструктор и физик. Настоящее имя — Роберто Орос ди Бартини. Родился 14 мая 1897 года в Фиуме, Австро-Венгрии. Является автором 60 завершённых проектов самолётов.

Мало известен широкому кругу общественности, и даже кругу авиационных специалистов. Бартини был не только выдающимся конструктором и учёным, но и тайным вдохновителем советской космической программы. В разное время и в разной степени с Бартини были связаны: Королёв, Ильюшин, Антонов, Мясищев, Яковлев и многие другие.

Кроме физики и авиастроения, Бартини также занимался космогонией и философией. Владел несколькими европейскими языками. Участвовал в первой мировой войне.

Ранние годы

Бартини был приемным сыном в семье барона Лодовико Ороса ди Бартини, одного из видных вельмож Австро-Венгерской империи.

В 1912 году уже гимназист Бартини впервые увидел демонстрационный полёт. Им оказался полёт русского авиатора Харитона Славороссова. Это событие оставило у Бартини сильное впечатление, и он страстно увлёкся авиацией на всю жизнь.

В 1916 году он окончил офицерскую школу, а после был отправлен на Восточный фронт. В ходе Брусиловского прорыва Бартини был в числе 417 тысяч солдат и офицеров Центральных держав, которые попали в лагерь военнопленных под Хабаровском. Где, как предполагается, впервые встретился с большевиками.

В 1920 году Роберто вернулся на родину. Его отец уже вышел в отставку и осел в Риме, сохранив звание государственного советника и привилегии, которыми пользовался у Габсбургов, несмотря на смену подданства. Однако сын не воспользовался возможностями отца, в том числе и финансовыми (после смерти ему досталось более 10 млн долларов того времени) — на миланском заводе «Изотта-Фраскини» он был последовательно разнорабочим, разметчиком, шофёром, и, одновременно, за два года сдал экстерном экзамены авиационного отделения Миланского политехнического института (1922) и получил диплом авиационного инженера (окончил Римскую лётную школу в 1921 году).

С 1921 года Бартини являлся членом Итальянской коммунистической партии, которой и передал отцовское наследство. Позднее, как бывший офицер-фронтовик, он был введён в группу охраны руководителей коммунистической партии от фашистов. Его группа также работала и с советской делегацией во главе с Г.В. Чичериным на Генуэзской конференции в 1922 году.

Работа в СССР

В 1922 году после фашистского переворота ИКП направила Бартини в СССР. Маршрут прошёл из Италии в Швейцарию, затем в Германию, оттуда в Петроград, а уже затем — в Москву.

С 1923 года Бартини жил и работал в Советском Союзе. Вначале лаборантом-фотограммистом на научно-опытном аэродроме ВВС, потом экспертом технического бюро и одновременно военным лётчиком.

В 1928 году Бартини возглавил экспериментальную группу по проектированию гидросамолётов в Крыму (Севастополь). Сначала он был инженером-механиком авиаминоносной эскадры, а после — старшим инспектором по эксплуатации мат части, после чего в 31 год получил ныне упразднённое звание — комбриг.

С 1929 года Бартини был начальником отдела морского опытного самолётостроения, но в 1930 году был уволен из ЦКБ за подачу в ЦК ВКП(б) доклада о бесперспективности создания объединения, схожего с ЦКБ.

В том же году Бартини был назначен главным конструктором СНИИ (завод № 240) Гражданского Воздушного Флота.

В 1932 году стартовало проектирование самолёта «Сталь-6», на котором в 1933 году был установлен мировой рекорд скорости – 420 км/ч. На основе этого самолёта в дальнейшем был спроектирован истребитель «Сталь-8», но проект был закрыт в конце 1934 года по причине несоответствия тематике гражданского института.

Осенью 1935 года этой же группой был создан 12-местный пассажирский самолёт «Сталь-7» с крылом «обратная чайка». Через год он был представлен на Международной выставке в Париже, а в августе 1939 года на нём был установлен мировой рекорд скорости на отрезке в 5000 км. Скорость составила 405 км/ч.

Арест и работа в заключении

14 февраля 1938 года Бартини был арестован НКВД СССР по обвинению в связях с «врагом народа» Тухачевским, а также в шпионаже в пользу Муссолини. Решением внесудебного органа Бартини был приговорён к 10 годам лишения свободы и к 5 годам «поражения в правах».

До 1947 года он работал в закрытом авиационном КБ тюремного типа – ЦКБ-29. Там, под руководством А.Н. Туполева, Бартини принимал участие в работе над бомбардировщиком Ту-2. По его просьбе, вскоре он был переведён в «бюро 101» к заключённому Д.Л. Томашевичу, где проектировался истребитель. Так получилось, что группа Туполева была освобождена в 1941 году, а Бартини в составе «бюро 101» вышел на свободу уже после войны.

По мере приближения немецких войск к Москве, ЦКБ-29 было эвакуировано в Омск. Там в начале войны было создано ОКБ Бартини, которое разработало два проекта: сверхзвуковой одноместный истребитель «Р» и истребитель-перехватчик ПВО «Р-114». ОКБ закрылось осенью 1943 года.

С 1944 по 1946 года Бартини выполнял рабочее проектирование и строительство транспортных самолётов, в числе которых пассажирский самолёт Т-107, лёгкий транспортный самолёт Т-108, магистральный транспортный самолёт Т-117, тяжёлый военно-транспортный и десантный самолёт Т-200.

В 1946 году Бартини был освобождён, а в 1956 году после смерти Сталина реабилитирован.

Дальнейшая работа

Бартини работал в ОКБ-86 с 1948 года, на территории завода имени Димитрова в Таганроге. В 1952 году он стал главным инженером перспективных схем летательных аппаратов в Сибирском НИИ имени С.А. Чаплыгина. Работая там, он создал проект самолёта Т-203. В 1955 году Бартини был представлен проект по созданию сверхзвуковой летающей лодки-бомбардировщика А-55. Несмотря на то, что отношение к проекту изначально было скептическим, обращение к С.П. Королёву помогло обосновать проект экспериментально.

В 1957 году Бартини был откомандирован в ОКБС МАП в Люберцах для продолжения работы над проектом А-57. Здесь в ОКБ П.В. Цыбина были разработаны 5 проектов самолётов от 30 до 320 тонн различного назначения. Несмотря на то, что комиссия МАП дала положительное заключение по проекту, правительственное решение о постройке самолёта так и не было принято.

В 1961 году конструктором был представлен проект сверхзвукового дальнего разведчика с ядерной силовой установкой Р-57-АЛ — модификации А-57.

В это время Бартини начал обдумывать проект крупного самолёта-амфибии с on salehttps://www.ogunquitpolice.org/mission-statement возможностью вертикального взлёта и посадки. Таким образом планировалось решить проблему транспортных операций в труднодоступных уголках Земли, таких как вечные льды, пустыни, моря, океаны. Для улучшения взлётно-посадочных характеристик самолётов такого плана Бартини были проведены работы по использованию экранного эффекта. Первым опытным образцом стал небольшой Бе-1, который прошёл лётные испытания в 1961-1963 годах.

В 1968 году команда Бартини переезжает из Подмосковья на завод им. Г. Димитрова в КБ Г.М. Бериева, которое специализировалось на гидросамолётах. Именно тут в 1972 году, в соответствии с концепцией «безаэродромных самолётов», были созданы два противолодочных самолёта ВВА-14 (М-62; «Вертикально взлетающая амфибия»).

В 1976 году один из них был преобразован в экраноплан. Он получил обозначение 14М1П. Работа над проектом не была закончена, так как Бартини ушёл из жизни 6 декабря 1974 года. Проект был закрыт под давлением ТАНТК (КБ им. Бериева), который работал над летающими лодками А-40 и А-42.

Роберт Людвигович Бартини похоронен в Москве на Введенском кладбище на 29 участке. Надпись на памятнике гласит: «В стране Советов он сдержал свою клятву, посвятив всю жизнь тому, чтобы красные самолёты летали быстрее чёрных».